• Мы продолжаем рассказывать жителям района об истории родных мест и их названий. В этом выпуске речь пойдет об Арсенальной улице.

    Как и большинство проездов, возникших на Выборгской стороне в XIX веке, эта улица имеет сложную историю. Первое ее название, известное с 1836 года, – Старая Муринская или Старо-Муринская дорога. В то время почти все проезды, которые вели в сторону села Мурино, именовались Мурин­скими. Дорога начиналась от Невы и заканчивалась тупиком сразу после современной Минеральной улицы.

    В 1860 году ее продлили, причем не прямо, а с изгибом. Теперь она шла восточнее современной трас­сы, выходила к нынешней Чугунной улице у ее последнего поворота (там, где сейчас находится дом № 46) и по ее современному направлению доходила до Полюстровского про­спекта. Через некоторое время ста­рый участок дороги стали называть Муринской улицей, а поскольку Муринских было очень много, то 5 марта 1871 года эта Муринская стала Арсенальной.

    Арсенальная улица не относится к тем, которые принято показывать гостям города, да и сами петербурж­цы не расположены гулять по ней. И это понятно, поскольку лишь в на­чале улицы расположены два жилых дома и сквер, носящий имя комсо­мольца Саши Кондратьева, которо­му в глубине сквера 60 лет назад, в 1958 году, установили памятник работы скульптора Гавриила Глик­мана. Между тем, на улицу выходит и памятник архитектуры позапро­шлого века – корпуса зданий Арсе­нала, которые строились во второй половине 1840-х годов по проекту архитектора Александра Гемили­ана при участии Александра Тона, брата более знаменитого зодчего Константина Тона, которого очень ценил император Николай I. Арсе­нал был основан по указу Петра I в 1711 году как «пушечные литейные мастерские». Изначально эти ма­стерские находились на левом бере­гу Невы. Память о них сохранилась в названии Литейного проспекта. На Выборгскую сторону Арсенал пере­базировался в 1850 году. По нему-то и стала именоваться Арсенальная улица. Впрочем, как и Арсенальная набережная. Как и многие другие предприятия Российской империи, этот завод выполнял важнейшие военно-промышленные заказы. После Октябрьской революции 1917 года профиль предприятия со­хранился, а традиции, заложенные рабочими, переходили из поколения в поколение. В годы Великой Отече­ственной войны на предприятии, которому присвоили имя советского полководца Михаила Васильеви­ча Фрунзе, освоили производство 100-миллиметрового орудия БС‑3, работники завода приняли участие в создании знаменитых «Катюш». Здесь было организовано произ­водство трех новых боевых изделий: пулеметов ДП, минометов М-20 и защитных панцирей для личного состава армии и флота. После войны предприятие получило мощный толчок в развитии производствен­ной базы, а в 1973 году на нем нача­ли выпуск космических аппаратов.

    На Арсенальной улице, 27, рас­положен 2-й троллейбусный парк, который вступил в строй 29 декабря 1952 года. Примечательно, что это место для отдыха и ремонта обще­ственного электрического транспор­та присмотрели и утвердили еще в царское время, правда не для троллейбусов, которых тогда еще не существовало в природе, а для трамваев. Строительство трампар­ка заморозили из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны, а сделать из трамвайного недостроя троллейбусный парк предложил ветеран трамвайного движения нашего города инженер Борис Ле­онидович Шредер.


    Текст: Новости Калининского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Калининского района Санкт-Петербурга
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4