• Сегодня 140-летний юбилей отмечает Литейный мост – вторая после Благовещенского моста постоянная разводная переправа через Неву.

    Мост, соединяющий центр Санкт-Петербурга с Выборгской стороной, получил свое название от Литейного двора, существовавшего на левом берегу Невы с 1711 года.  Исторически переправа на месте его постройки существовала еще до основания Санкт-Петербурга – здесь пролегал путь из России в Швецию. С конца 18 века Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост. В 1849 году Литейный двор был разобран, Литейный проспект был продолжен до Невы. Мост перевели в створ проспекта, и он тоже стал называться Литейным.

    Весной 1865 года наплавной мост был сорван ледоходом, и специальной экспертной комиссией было предложено построить на этом месте постоянную переправу. Городская Дума приняла решение о строительстве нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной в 1869 году.

    Закладка новой переправы состоялась 30 августа 1875 года. Мост начали возводить по проекту инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса, который предусматривал шестипролетное строение с поворотным крылом у левого берега Невы.  Литейный мост стал одним из самых современных на тот момент инженерных сооружений: так, материалом для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун. Это позволило увеличить пролеты арок в полтора раза. Инновацией стала и новая конструкция разводного механизма.  Литейный мост стал первым в мире постоянным мостом, которые освещался электричеством – на нем были установлены фонари с электрическими «свечами».

    Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Инженер-полковник Струве был произведен в чин генерал-майора, а все участники строительства получили награды.

    В 1966-1967 годах, в связи завершением реконструкции Волго-Балтийского водного пути и возросшими требованиями к удобству речного сообщения, был реконструирован и Литейный мост. Проект обновления был разработан инженерами института «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Л.А. Вильдгрубе и архитектора Ю.И. Синицы. В процессе реконструкции была перестроена верхняя часть опор переправы, установлены новые пролетные строения. Также перестроили огромный бык у разводного устоя, на который опиралась прежняя конструкция и обрамили бетоном дубовые сваи опор. Старый поворотный разводной пролет заменен раскрывающимся и перемещен ближе к центру, где Нева глубже. Увеличена длина разводного пролета, также выросла и его масса. Обновленный мост стал на 10 метров шире. 

    Сейчас Литейный мост – это шестипролетная переправа длиной 394,3 и шириной 34, 6 метра, с пролетами из сталежелезобетона. Разводной пролет имеет одно крыло длиной 55,4 метра и массой 3325 тонн. При разводке моста он поднимается под углом 67 градусов за 4 минуты. Чугунное перильное ограждение отлито по проекту архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции перил изображен картуш — щит с гербом города, его держат две русалки, а их хвосты вплетены в растительный орнамент. Решетка Литейного моста включена в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения. В настоящее время ведутся работы по покраске перильного ограждения, и к середине октября решетка Литейного моста предстанет перед горожанами в обновленном виде.


    Текст: https://mostotrest-spb.ru
    Фото: https://mostotrest-spb.ru
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3