• В подростково-молодежном клубе «Непокоренных», по традиции, прошла встреча с интересным гостем, и на этот раз им был молодой успешный фотограф Руслан Шамуков. Для корреспондентов из студии журналистики и приглашенных на встречу ведущих интернет ресурсов Центра спорта Калининского района эта беседа стала очень познавательной. Опытный фоторепортер работает с разными изданиями, ИТАР-ТАСС, другими информационными агентствами. Сегодня он в Казахстане, завтра – в Казани, послезавтра – в Москве, и это не надоедает тому, кто любит свою профессию.

    - Что такое фотогеничность и можно ли ее достичь?

    - Думаю, что можно. Если говорить о хороших моделях и фотографах, то не бывает плохих моделей, а бывают плохие фотографы. Тут еще вопрос восприятия. Иногда человек, глядя на свой портрет, немножко по-другому себя видит. Например, камера: у нее одна линза - монокуляр, один объектив, а зрение у нас бинокулярное, у него как бы две линзы, и по этой причине съемка делает человека, скажем так, на пять килограмм полнее. Это многие слышали, что фотоаппарат полнит. Плюс, допустим, человек не выспался, а он представлял свой образ отдохнувшим и розовощеким, потому что таким он себе нравится в зеркале. А тут его вдруг сняли несвежим, помятым, с немытой головой…. Просто надо стараться следить за собой.

    Кстати, часто это кокетство бывает: «не фотографируйте меня, я всегда некрасивая получаюсь, но на самом деле фотографируйте, но только уж очень старайтесь!».

    Есть некоторые законы, которые позволяют сделать портрет хорошо. Это правильное освещение и, если человек уже постарше, ему "за", особенно женщина – в этом случае лучше снимать чуть сверху, технически это называется оптическая ось объектива выше уровня носа.

    - Какой жанр сейчас наиболее популярен, если говорить о массовых тенденциях современной фотографии?

    - Самое популярное и интересное сейчас в блогосфере, я бы так сказал, это селфи стори. Каждый человек пытается рассказать другому - посмотрите насколько я крут и что я могу сделать! Рейтинги, например, National  Geographik, очень велики, но они все равно будут уступать блогу Ким Кардашьян. У странички Русского географического общества подписчиков сильно меньше, чем у Вани Урганта.

    - Какой должна быть иллюстрация к журналистскому материалу?

    - Картинка к журналистскому материалу будет в разных случаях выглядеть по-разному. Все зависит от того, глянцевый ли это журнал, электронное издание, какой-то пост в инстаграм или репортаж в газете. Везде есть своя специфика. Кстати, иллюстрация в инстаграм скорее будет ближе к газете, потому что эти информационные платформы более сопоставимы по скорости восприятия.

    Сегодня, разговаривая о современных СМИ, невозможно не обращаться к теме интернета, потому что все печатные издания, которые не ушли в сети, уже умерли, кроме тех, кто живет на государственные дотации, конечно.

    - Сейчас у всех отличные гаджеты, прекрасные камеры в телефонах. Есть ли разница, чем снимать, фотоаппаратом или телефоном, например, для постов в интернете?

    - Для журналистики, для фоторепортажа, как такового, разницы между тем, снимать на телефон или фотоаппарат, практически нет. Как говорит один из моих именитых коллег, «в борьбе за качество мы победили». Сейчас почти у каждого есть тот инструмент, который позволяет сделать хорошую качественную фотографию. Дальше уже приходит на выручку мастерство и общий культурный уровень.

    Мой телефон способен сделать картинку более качественную, чем некоторые зеркальные фотоаппараты недалёкого прошлого. Для интернета, например, можно пользоваться телефоном. Есть, конечно, некоторые инстаблогеры, которые снимают все на фотоаппарат, потом в компьютере ретушируют все это активно, это немножко обман зрителя. Фишка инстаграм состоит в сиюминутности, когда ты на телефон можешь снять, потом чуть-чуть подкорректировать и уже сразу пустить это в сеть. Твой зритель уже через секунду это все увидит и пойдут миллионы каких-нибудь лайков.

    - С чего началась ваша любовь к фотографии?

    - Где-то в 14-15 лет я пошел заниматься в фотокружок. У всех приятелей уже к этому времени были и фотоаппараты, плёночные "мыльницы", а у меня не было ничего. Я тогда впервые взял в руки фотоаппарат, старый зенит, это была черно-белая пленочная фотография, все так по-харду, по-старинке, проявка в ванночках, в темной комнате, с красной лампой, разъедающие ногти реактивы, все тогда еще было. Наверное, я один из последних в моем поколении, кто все это еще застал, причем все эти материалы были уже просрочены. Но меня больше привлекла не та магия, когда в темной комнате при красном свете в ванночке появляется изображание, а, скорее, меня зацепил сам съемочный процесс. И дальше пошло.

    -  Вы много сотрудничаете со СМИ. Что больше всего привлекает в этой работе?

    - Сейчас, наверное, страшную вещь скажу… Фотограф работает в СМИ, да и журналист любой, не ради материала какого-то, и даже не ради какой-то правды, чтобы разоблачать негодяев и так далее. Это, мне кажется, некое лукавство и заигрывание с читателем. Большинство из нас работает в прессе ради образа жизни. Каждый день меняющаяся картинка, каждый день что-то новое, и вот именно это интересно.

    - Каким основным правилам должна соответствовать иллюстрация к репортажу?

    - Есть какие-то прописные истины. Любая фотография должна отвечать на три простых вопроса, как в игре: что, где, когда? Если это не художественное творение непонятного содержания, а репортажный снимок. При этом в нём предполагается соблюдение хоть каких-то законов композиции, то же правило золотого сечения, чтобы правильно размещались смысловые и изобразительные центры. Если это картинка для газеты или инстаграм, то желательно, чтобы она была не темная, а светлая, темную картинку в этом режиме зритель будет пролистывать. Человеку проще воспринимать светлое изображение и теплые тона.

    -Какая картинка сейчас самая модная?

    - Сейчас в тренде такая картинка, какую делает Нью-Йорк Таймс: приглушают насыщенность, контраст, микроконтраст, то есть, чёткость повышают, оставляя массу деталей и в свете, и в тени. Это, пожалуй, такой почерк нашего времени, который останется нашим потомкам, мы будем именно по этой колористике понимать, что это были 20-е годы 21 века. У каждого времени свои визуальные приметы. Если мы возьмем 80-е годы прошлого века, то там просто взрывающиеся яркие цвета, неоновые какие-то, красные огромные губы у женщин, характерные для изображений журнала Vogue. А в более старые времена, послевоенные, там черно-белые картинки, и они коррелируются по своей контрастности, по плотности и полутонам, низкие ключи, высокие ключи.

    Во время войны, например, там все было в низком ключе. Если вы помните, есть такая известная фотография - Уинстона Черчилля портрет, он там весь в низком ключе, с сигарой стоит. Недавно вышел про него фильм «Темные времена», там мы видим, как визуальный язык позволяет из мрачных времен перенестись в более высокую световую насыщенность, и настроение зрителя вместе с этим меняется. Все, что происходит в жизни. находит отражение в визуальных образах.

    - А как правильно подбирать картинки к интернет постам?

    - То, что есть в телефоне, наши странички в соцсетях – это наш маленький мир, мы там можем делать все, что хотим. Но если вы размещаете огромное количество фотографий к одному сообщению – это не самый удачный вариант, не будет зритель просматривать множество изображений. Это как с видео: ролики дольше 5 минут практически никто не смотрит.

    - Что бы вы могли посоветовать тем, кто хочет научиться хорошо фотографировать?

    - Если вам хочется интересные визуальные образы создавать, я советую смотреть разную фантастику. Ещё лекции Паулы Волковой по живописи, именно по живописи, поскольку это первоисточник для фотографии и композиционный, и эстетический, и опять же общий культурный уровень повышает. Рекомендую больше читать, смотреть художественное кино, документальное хорошо снятое кино, лучшие образцы.

    Текст: Мария Семенова
    Фото: Вадим Оноприюк, из личного архива Руслана Шамукоаа
    Разделы: Новости
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4