• «Атака века – «на века»
    02 февраля 2018, 13:53
    «Атака века – «на века»

    30 января в России вспоминали подвиг экипажа легендарной подводной лодки «С-13», потопившей огромный немецкий лайнер «Вильгельм Густлофф» -  событие известное в истории, как «Атака века». По давней традиции ветераны-подводники, родственники членов экипажа «С-13», представители учебных заведений и Заксобрания Саанкт-Петербурга, сотрудники Музея истории подводных сил России имени А.И. Маринеско собрались на Богословском кладбище, чтобы почтить память героев и возложить цветы к памятнику прославленного командира  советской субмарины А.И. Маринеско. Ветераны поделились воспоминаниями, сказали добрые напутственные слова подрастающему поколению. А чуть позднее учащиеся-кадеты СОШ № 245 вместе с ветеранами собрались уютной Кают-компании Музея имени А.И. Маринеско, чтобы продолжить беседу о героизме наших подводников.

     Контр-адмирал Леонид Захарович Лупач, участник 11 боевых служб, беседуя с ребятами, обратил внимание на то, как важно много знать для моряка-подводника, уметь преодолевать трудности, приводя примеры из собственной жизни. Первая вахта оставила поистине для будущего контр-адмирала незабываемые впечатления.

    Вроде бы пустяки – всего-то два часа вахту выдержать. Но за бортом температура - минус двадцать. Приходится одеваться как капуста - подводное снаряжение, хим. снаряжение - и так далее, пять слоев. На мостике - пронизывающий ветер. И вот идет очередная волна, надо срочно «нырять» под козырек, а иначе, головы не сносить -  удар волны  имеет силу в несколько тонн! Брызгами окатывает с головы до ног … Из рубки кричат: «Живой?». Живой... А вода проникает «за шиворот»  - и вот уже насквозь мокрый. С вахты вваливаешься в помещение мокрый как пингвин, вода с тебя стекает потоками. Два часа на сон. А спали моряки тогда в первом отсеке, прямо на торпедах. Холод был такой, что на них слой инея образовался, дизель работает «бу-бу-бу»… Подремал – и снова в бой со стихией... «Вот так люди становятся подводниками!»,  - подытожил контр-адмирал. Что же поддерживало его силы в трудную минуту? «Да, не может такого быть, чтобы океан победил человека!», - твердил себе  молодой моряк-подводник.

     Слова «учиться, учиться и учиться» - это не просто расхожая истина, для подводника – это насущная необходимость,  - подчеркнул  контр-адмирал. Вот, к примеру, наука химия. Всем известно: человеку для жизни нужен кислород. А сколько его нужно этого кислорода? Какие нужны размером помещения, чтобы свободно дышать? Нужны расчеты! К примеру, на одного человека, чтобы прожить час, необходимо 9 кубических метров, вот и считайте. А какой уровень недостатка кислорода смертелен для человека?  Падает ниже 12% - и человек может погибнуть. Или углекислый газ поднялся до 4% - это  тоже смертельный уровень.

    В начале века на подлодках устанавливали клетки с живыми белыми мышами. Живой уголок, думаете? Да нет, не угадили. Приборов тогда специальных не было, а мышь – это своеобразный индикатор – они очень чувствительны к нехватке кислорода. И как только его уровень падает до 18%– мышь впадает в анабиоз и это сигнал командиру, что пора принимать срочные меры по восполнению кислородной нехватки. В помещениях поддерживается уровень кислорода в пределах от 18% до 22 % (выше уже нельзя – возрастает пожароопасность).

     А еще важно постоянно тренироваться и совершенствовать свои навыки. На подлодках проводят тренировки на живучесть – выключается свет и подводник должен все клапаны, рычаги, приборы, входы-выходы найти на ощупь, в полной темноте. Все навыки должны быть доведены до автоматизма, потому что на принятие решений, в случае нештатных ситуаций, дается всего 3 секунды! «Так, что всю жизнь надо учиться, на  минуту остановился - на всю жизнь отстал!», - подвел итоги  Леонид Захарович.

    После оживленной беседы, во время которой ребята получили исчерпывающие ответы, кадеты ознакомились на экскурсии с экспонатами музея. И хотя в последние годы кое-кто пытается «переписать историю», принизить подвиг советских моряков, но победа их признана даже зарубежными аналитиками. А это значит, необходимо воспитывать в молодежи  верные взгляды на историческую правду, не позволять исказить факты!

    Текст: Методист научно-просветительского отдела Музея истории подводных
    Фото: Новости Калининского района Санкт-Петербурга
    Разделы: Новости
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2