• В «Центре социальной помощи семье и детям Калининского района» завершился очередной цикл групповых занятий для ответственных отцов «Папа-школа». Участники встреч поделились друг с другом своим опытом отцовства и обсудили волнующие темы воспитания под руководством специалистов – психологов Татьяны Романовой и Владимира Новикова-Цина. Мы попросили их рассказать подробнее о том, что же такое «Папа-школа» и как проходят занятия.

    - Расскажите об истории проекта «Папа-школа»

    Татьяна Романова: Идея школы возникла из общественной инициативы. В Швеции один молодой отец - обычный фермер, не педагог и не психолог, собрал таких же молодых пап с целью обсуждения ухода за детьми. Вскоре аналогичные школы появились и в других странах. Российская организация «Врачи - детям» взяла на вооружение эту практику, подготовив первый цикл занятий, с привлечением врачей и психологов.

    Владимир Новиков-Цин: Начиная работу в проекте «Папа-школа» в Центре помощи семье и детям Калининского района, мы увидели, что среди участников группы нет совсем молодых отцов – у многих участников не один ребенок, а двое или трое. Чему-то прямо учить не было необходимости, их интересовала возможность обменяться с такими же папами своим родительским опытом и прояснить для себя какие-то сложные вопросы детско-родительских отношений. И мы подкорректировали программу, сделав информационно-психологическую группу с элементами психотерапевтического взаимодействия, где отцы могут поделиться своими переживаниями. Это второй цикл занятий для отцов, который мы проводим в Центре помощи семье и детям.

    - Как строится работа в группе?

    Т.Р.  В начале каждого занятия мы уделяем немного времени, чтобы вспомнить то, о чем говорили раньше, это дает возможность понять, что задержалось в памяти, заново проговорить какие-то важные вещи и выяснить для себя что-то непонятое ранее. Потом переходим к специальным упражнениям, которые делаем все вместе и начинаем обсуждение темы, в ходе которого каждый участник должен высказаться. 

    Темы занятий разные, мы выбираем их, исходя из пожеланий и актуальных запросов отцов.  Обсуждаем развитие детей и их потребности на разных возрастных этапах, отношения внутри семьи, проблемы детей, а также вопросы здоровья, организации семейного досуга. Отметим пару тем из второго цикла занятий: «Свобода и ограничения моего ребёнка», где мы обсуждали наказания и поощрения, конфликты, вопросы дисциплины, способы поощрения и наказания ребёнка в зависимости от возраста и «Зависимости» - как и почему формируется зависимость у ребёнка, виды зависимостей и как с этим справляться.

    Обычно одному вопросу посвящена одна встреча, но бывает так, что тема вызывает очень живой отклик и мы разбиваем обсуждение на два, а то и три занятия – так было, например, с темой конфликтов. Всего в цикле получается 10-12 занятий, а завершаем программу по сложившейся традиции мероприятием, на которое папы приходят вместе с детьми.

    В.Н-Ц.: В группах, где участники доверяют друг другу на личном уровне, а не просто обсуждают какие-то насущные вопросы, происходит более осознанная и глубокая работа, так как участники готовы делиться не только положительным, но и негативным опытом и переживаниями. Именно поэтому мы закрываем набор на втором, максимум, на третьем занятии – если будут приходить новые люди, доверие не выстроить.

    - Запросы отцов наверняка различаются в зависимости от возраста детей.  Как у вас получается сделать занятия интересными для всех?

    Т.Р.: Одно из преимуществ групповой работы – возможность соприкоснуться с разнообразным жизненным опытом участников.  У многих наших пап несколько детей разного возраста, для них актуальна информация и о подростках, и о детях младшего возраста. Есть вопросы, особенно важные для родителей подростков – та же профилактика зависимостей, но и родители маленьких детей слушают с интересом, ведь это те проблемы, с которыми им только предстоит столкнуться. А тем, чьи дети уже выросли, бывает не менее интересно послушать отцов малышей - это возможность посмотреть новым взглядом на раннее детство своих детей, увидеть то, на что раньше не обращали внимания.

    В.Н-Ц.: Также мы выполняем специальные упражнения, помогающие осмыслить не только свой родительский опыт, но и опыт их собственных отцов, как положительный, так и нет. Это всегда интересно, вызывает очень много эмоций и может дать ценный ресурс для взаимодействия с детьми любого возраста.

    - Можете поделиться своими наблюдениями: как меняются участники «Папа-школы», что они выносят из групповой работы?

    Т. Р.: Могу поделиться наблюдениями за детьми наших пап. Многие дети приходят по вечерам в центр вместе с папами, папы отправляются к нам на встречи, а дети на свои занятия с психологом. И психологи замечают, что дети становятся более открытыми, внимательными, спокойными и усидчивыми. Поведение детей всегда отражает атмосферу в семье, следовательно, мы можем говорить о ее улучшении.

    В.Н-Ц.: Я наблюдаю, что многие отцы с удивлением замечают, как многому их учат собственные дети, как преображает и вдохновляет их отцовство. На занятиях мы предлагаем составить список в двух колонках – что я даю своему ребенку и что ребенок дает мне, второй список оказывается гораздо длиннее.
    - Есть какой-то особый смысл в том, что занятия вы ведете вдвоем?

    Т. Р.: Мне кажется важным то, что мое присутствие на занятиях дает возможность мужчинам посмотреть на семью и родительство с позиции женщины, услышать ее мнение.

    В.Н-Ц.: Нужно еще учитывать, что среди прочих на занятия приходят отцы – одиночки и состоящие в разводе, опыт супружеских отношений у таких пап специфический, и они зачастую приносят в группу свою убежденность в том, что все женщины – плохие, настраивая на это других участников. Участие Татьяны в работе группы позволяет эти установки пошатнуть и держать обсуждение в конструктивном русле.  

    Вообще очень многие установки полезно поколебать - например, о допустимости насилия внутри семьи. Часто рассуждают по принципу: «Били меня, и я вырос неплохим человеком, ничего страшного, что я наказываю так иногда своего ребенка!», а ведь насилие может стать тяжелой психологической травмой. Есть еще установка, что обращаться за помощью – стыдно и не по-мужски. Работа в группе людей, доверяющих друг другу, позволяет переосмыслить какое-то устоявшееся мнение, и тем побудить к осознанной работе над собой и отношениями в своей семье.

    Текст: пресс-служба администрации Калининского района
    Фото: пресс-служба администрации Калининского района
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1