• С 2010 года в Калининском районе Санкт-Петербурга работает отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до трех лет. Там, особым малышам помогают адаптироваться к жизни, подготовится к детскому саду и научиться контактировать с другими детьми. О том, что необходимо для всестороннего развития ребенка и какую роль в этом процессе играют родители и специалисты, мы поговорили с заведующей отделением Еленой Шамро.

    - Елена Викторовна, расскажите о работе отделения?

    - Отделение раннего вмешательства для детей предназначено для оказания помощи детям-инвалидам в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям. Наши клиенты - это особые детки, которым необходимы благоприятные условия для всестороннего развития.

    Наша задача - социально адаптировать особого ребенка к жизни, подготовить его к детскому саду, что бы он мог общаться и взаимодействовать с другими детьми. Также мы стараемся помочь преодолеть кризисную ситуацию в семье, оказать помощь родителям в развитии, воспитании и обучении особого ребенка. Подход всегда индивидуален – это основной принцип работы, который позволяет достичь максимально возможных результатов.

    Отделение существует с января 2010 года. Стоит отметить, что Санкт-Петербург вообще первый город, который начал организовывать службы ранней помощи детям-инвалидам. Вначале при поликлиниках, затем в каждом районе при Центрах социальной реабилитации детей-инвалидов. Так появилось и наше отделение.

    - Сколько человек трудятся сегодня в отделении?

    - В отделении работает шесть человек. Это заведующий отделением, специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог и инструктор по физической подготовке. Мы оказываем услуги психолого-педагогического и социально-экономического характера.

    - Сколько ребят занимаются в отделении?

    - Ежегодно у нас занималось от 70 до 80 детей. На сегодняшний день, с января месяца, отделение посещают около 30 ребяток. Но зачисление ещё продолжается.

    - Какую роль в процессе развития ребенка играют родители?

    - Конечно очень большую! Вы знаете, в нашем отделении сотрудники и семьи выступают как единая команда. На занятия мы приглашаем не только родителей, но и других членов семьи - братьев, сестер и т.д. Понимаете, ведь особенному малышу нужно брать с кого-то пример.

    Например - тот же процесс питания. Большинство ребят, воспитанников нашего отделения, не умеют держать ложку. Поэтому, на занятиях мы просим присутствовать и здоровых детей и делать те же самые упражнения. Особые малыши смотрят на то, как обычный ребенок делает то или иное упражнение и стараются ему подражать.

    Понимаете, активно включаясь в процесс реабилитации сами родители узнают много нового о своем ребенке, учатся радоваться каждому его успеху. У нас есть группы в социальной сети «В контакте» - https://vk.com/club48341435 и https://vk.com/club30042820, где наши родители общаются, обмениваются фото и видео, где зафиксированы успехи их деток. Это, конечно, очень здорово, что родители контактируют между собой, обмениваются опытом.

    - Как проходить процесс общения специалистов и родителей?

    - Когда родители только обращаются к нам, мы беседуем с ними, узнаем информацию о ребенке, о том, что он уже умеет, а над чем ещё предстоит работать. Затем определяем уровень актуального развития ребенка, его возможности. Далее составляется индивидуальный маршрут социальной реабилитации, который может корректироваться по мере дальнейшей работы с ребенком и семьей.

    Ну, и конечно, родители всегда присутствуют на наших занятиях! Реабилитация продолжается и дома. Вот, например, одна мама научила малышку некоторым буквам. Ей по развитию ещё рано это изучать, но они делают колоссальные успехи. И мы гордимся нашими воспитанниками и их родителями. Особенно их стараниями, упорством и любовью к своим малышам.

    - Какие программы реализуются в отделении?

    Мы проводим развивающие занятия, реализуем программы домашнего визитирования  и подготовки в детские сады. С детьми занимаются адаптивной физической культурой. Специалист активно привлекает родителей к занятиям с ребенком и знакомит их с альтернативными методами физической реабилитации – иппотерапией, гидрореабилитацией.

    Также с сентября 2012 года в нашем отделении реализуется проект «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна средствами адаптивного физического воспитания». В проекте участвуют дети с синдромом Дауна в возрасте с 6 месяцев до 3 лет из разных районов города. Через этот проект прошли уже около 60 семей.
    Помимо развивающих занятий для детей проводятся и социокультурные мероприятия – праздники, кукольные представления, экскурсии и т.д.

    - Чего не хватает, на Ваш взгляд, отделению?

    - К сожалению, сегодня у нас занимаются только особые дети, но, на мой взгляд, наше отделение должны посещать три категории детей, это: дети с риском отставания в развитии, дети биологического риска (например, дети с синдромом Дауна, которым инвалидность ещё не выставлена) и дети социального риска.  

    Мы ведем активную работу в этом направлении. Поэтому, надеюсь, в будущем наше отделение откроет двери для всех малышей, которым нужна наша помощь.

    Текст: Мария Иванова
    Фото: фото из личного архива Елены Шамро
    Тэги:
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4